JBoss вместо Lotus: в Управлении Росреестра по Республике Татарстан электронный документооборот с платформы IBM Lotus перенесен на платформу СПО JBoss

12.12.2014

В ноябре 2014 года компания «Интерфейс» запустила в промышленную эксплуатацию систему электронного документооборота на свободном программном обеспечении – «Логика СЭД. Госуправление» на платформе JBoss – в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление по РТ). К системе подключено 1200 пользователей, том числе в удаленных отделах, расположенных в 44 районах республики.

С 2005 года в Росреестре по РТ использовалась система документооборота «Логика СЭД» на платформе Lotus от IBM (ранее «БОСС-Референт»). С ее помощью были автоматизированы все сферы деятельности государственной организации: как базовые функции делопроизводства и документооборота (до уровня безбумажного документооборота), так и более 20 дополнительных деловых процессов. Именно в этом заключалась сложность замены старой СЭД на новую систему.

Решение о переходе на свободное программное обеспечение было принято руководством Управления в конце 2013 года в целях исполнения распоряжения Правительства РФ № 2299-р «О переходе федеральных органов исполнительной власти на использование свободного программного обеспечения до 2015 года».

В качестве основы для построения новой централизованной СЭД было выбрано решение «Логика СЭД. Госуправление» от компании «Логика бизнеса» (ГК «АйТи»). Это решение реализовано с помощью технологий JAVA на основе jBoss Portal – открытого портального решения от компании Red Hat. Использование открытых исходных кодов обеспечивает:

- экономию бюджетных средств за счет отсутствия отчислений на лицензии на платформу;

- гибкость при модернизации системы;

- отсутствие привязки к одному поставщику услуг;

- высокую безопасность и надежность ПО;

- более прозрачный процесс сертификации ФСТЭК.

За счет централизованной веб-архитектуры существенно облегчается обслуживание и эксплуатация системы, что критически важно для управления Росреестра по РТ с его обширной территориально–распределенной структурой – более 650 пользователей в 44-х удаленных отделах по всей республике.

Важной задачей при создании централизованной СЭД была конвертация данных из баз IBM Lotus. Для этой цели были разработаны уникальные инструменты, которые позволили перенести все данные в формат централизованной СЭД, сохранив все взаимосвязи документов. Была также реализована межсистемная синхронизация данных, которая обеспечила непрерывность процессов обработки документации. Специально разработанный механизм позволял, в случае необходимости, произвести откат к предыдущей системе с возможностью обработки текущих документов. В результате всех этих мер миграция данных прошла оперативно и плавно.

Серьезным этапом проекта стала интеграция с системой электронного документооборота центрального аппарата Росреестра в Москве. Интеграционный модуль позволяет осуществлять обмен входящими и исходящими документами, письмами граждан и организаций, а также поручениями в формате, поддерживаемом СЭД центрального аппарата с использованием электронно-цифровой подписи. Проведена интеграция и с системой электронного документооборота подведомственного учреждения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РТ в части обмена поручениями, входящей и исходящей документацией.

Выполнена интеграция с программным комплексом «Мобильный кабинет руководителя», применяемым в Управлении по РТ, а также в центральном аппарате Росреестра в целях оперативного рассмотрения и визирования документов руководством. При этом интеграционные механизмы позволяют использовать как Windows, так и iOS-версию мобильного кабинета.

Кроме того, реализована интеграция с программным комплексом ПК ИС «ЕГРП», применяемом в Управлении по РТ. В новую СЭД встроен функционал по регистрации ускорений без дублирующих операций в ПК ИС «ЕГРП». Этот же функционал позволяет территориальным отделам регистрировать ускорения с возможностью отправки на рассмотрение в ПК «Мобильный кабинет руководителя» через отдел общего обеспечения.

За счет открытости решения для удобства работы пользователей были разработаны привычные интерфейсы, в которых сотрудники Управления осуществляют полнофункциональную работу посредством web-браузера Internet Explorer 10 и Mozilla Firefox 29.

В рамках развития системы планируется осуществить интеграцию новой СЭД со специфическими модулями, используемыми в Управлении по РТ: модулем «Регистрация уведомлений о приостановлениях и отказах в государственной регистрации», модулем «Материалы государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», журналом учета заседаний СРО, журналом учета заседаний отдела правового обеспечения, книгой жалоб и предложений.